«Лесная песня» — самая популярная из пьес Леси Украинки. Пожалуй, не найти театра, где бы она не шла. И всегда ее ставят по-разному — от фантастического действа до реалистического этнографического спектакля. Шла она уже и на сцене Днепропетровског
Теперь молодые сорежиссеры Валерий Зубчик и Алексей Клейменов (у обоих это вторая работа) рискнули взяться за эту сложную и многослойную, имеющую богатую сценическую и экранную историю пьесу. И нашли к ней свой подход. Огромна роль и всей постановочной команды, разделившей замысел режиссеров и блестяще исполнившей его, внося каждый свою заметную лепту.
Художник Владимир Миколюк сделал оформление легкое, подвижное и выразительное, которое могло бы пригодиться и для балета, так оно необременительно для пространства сцены и в то же время так выразительно. Хотя бы чего стоит струящаяся вода в руках Того, кто плотины рвет. Или превращение Мавки в вербу. Или яркая, динамичная сцена пожара и ли как Килина жала. Светлана Югова, художник по костюмам, чудно придумала облик таких нереальных персонажей, как Тот, кто в скале сидит, который обнимая каменными руками Мавку, пытается защитить ее от мира людей, могучий Водяной, заросший бородой-прядями Лесовик. Легкие, прозрачные, как листва на деревьях, одежды Мавки, Русалочек соседствуют с изумительными колоритными (хоть на подиум!) костюмами матери Лукаша и Килины. Помогает действию и свет (Сергей Земляной и Дарья Громовая), создающий то солнечное утро, то мрак и изменчивость дремучего леса. И, конечно, музыка, очень точно подобранная Давидом Горозия и Алексеем Клейменовым. Все, что можно, здесь ожило и заговорило, а главное — начало чувствовать и жить.
Вот в эту скорее атмосферную, чем реальную обстановку и помещает режиссер героев — нежную, поэтичную Мавку — Виктория Чепурная и обычного парубка Лукаша — Юрий Захаров, который и не знает, каким наделен даром. Ведь на песню его сопилки и пришла, как завороженная Мавка, ее звал голос – чистый, искренний, высокий. Виктория Чепурная в этой роли раскрыла лучшие стороны своего таланта – открытость, заразительность, щедрость души. В хрупкой девочке ощущается сила, не позволяющая ей изменить себе, своему лесу, всему, что она любит. Она может простить предательство любимого, но никогда не предаст сама.
Лукаш в исполнении Юрия Захарова — парень из обычной жизни, которому не понять такого счастья, какое ему открылось. Но что-то же есть в нем, — то, что вырывается в звуках его сопилки, хотя, может, и не осознается им. Лишь в конце что-то начинает терзать его душу, воспоминания о Мавке приносят боль, он ищет ее, он уже не может рубить живое, он страдает о срубленном дубе. Он раскаивается, но высказать это остается только в песне сопилки.
Замечательны образы матери Лукаша — Нелли Масальская и Килины — Людмила Журавель, ярко показавшие себя в разных жизненных ситуациях и состояниях. Огромным успехом у публики пользовался подвижный , забавный Куц (черт)—Дмитрий Стоян. Кстати, спектакль очень пластичный, и в этом заслуга Алексея Клейменова, не только самого сыгравшего по-балетному прыгучего Того, что плотины рвет, но и поставившего пластику другим актерам.
Спектакль с грустным концом не оставляет тяжелого впечатления. Он о тех, «хто в серці має те, що не вмирає», а потому будут жить всегда. Мавка и Лукаш, соединившись в конце концов, как Красота и Искусство, как вечные влюбленные, отзовутся у нас тоже «голосом нежным тонкой свирели».
Татьяна АБРАМОВА, фото Игоря Булгарина.