Бытует мнение, что стоит как следует переписать канонический текст Основного Закона, и исчезнут противоречия между ветвями власти, страна воспрянет, а блага польются щедрым потоком. Такие попытки предпринимались не единожды, но лучше от этого, увы, не становилось.
Свой взгляд на Конституцию Украины и попытки ее «исправить» мы попросили высказать Бориса Филатова, городского голову Днепра.
– Борис Альбертович, в 1997 году, через год после принятия Конституции независимой Украины, вы защитили диссертацию по специальности «Теория права. Философия права», став самым молодым на тот момент кандидатом юридических наук в стране. В диссертационной работе шла речь и о конституционном праве. Прошло 19 лет – достаточный срок, чтобы сравнить теорию с практикой и сделать выводы о качестве Основного Закона.
– Конституция Украины 1996 года, хотя и принималась при активном участии прокоммунистических сил, в целом получилась вполне демократичной и сбалансированной. И это отмечали множество зарубежных экспертов. Но проблема заключается не столько в задекларированных правах и свободах, сколько в готовности власти и общества их соблюдать.
Конечно, нарушения конституционных принципов время от времени происходят во всех странах. Но они, как правило, пресекаются, а виновные жестко наказываются. У нас же на взяточников всех мастей от прокуроров до рядовых чиновников смотрят сквозь пальцы. И это на фоне беспримерного героизма бойцов АТО или медиков, сутками не отходящих от операционного стола.
Очень надеюсь, что из этой войны, унесшей жизни тысяч украинцев, мы вынесем главный урок – нарушения конституционных прав и обязанностей никому не должны сходить с рук. Никому, какой бы пост нарушитель не занимал. Иначе – бесконечный майдан и полный крах государства.
Если бы в 2014 году украинские чиновники в Крыму, Луганске, Донецке помнили и твердо исполняли статью Конституции, где черным по белому написано: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна», то ни о какой оккупации с войной не могло бы быть и речи. Но вот беда – многие чиновники и депутаты, раздувавшие сепаратистские настроения на востоке, сегодня не сидят на нарах, а как ни в чем не бывало бродят по столичным улицам. Упитанные и при деньгах.
– Что вы думаете о конституционной реформе?
– Я, как и большинство городских голов украинских городов, двумя руками за децентрализацию. Согласитесь, Днепропетровщина как главный регион-донор в стране, получив больший доступ к бюджетообразующим ресурсам, только выиграла, не говоря уже об областном центре. Что это дает? Даже в такое непростое время мы решаем вопросы социальной защиты, ремонтируем дороги, жилищный фонд, запускаем новые городские программы.
Считаю, что правильно проведенная децентрализация даст мощный толчок развитию всей страны. При этом вес столичных чиновников и прежде всего президента значительно уменьшится. Отсюда – некоторое сомнение, что децентрализацию проведут правильно, а не заболтают ее, как не раз уже было с хорошими начинаниями.
– С неприкосновенностью народных депутатов тоже будет покончено?
– А почему только депутатов? И судьи, и прокуроры, и президент не должны прикрываться неприкосновенностью. Статья 24 действующей Конституции гласит: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом». Равны, понимаете? Президент – такой же гражданин Украины, как и мы с вами. Считаю, что Украина в перспективе должна стать парламентской республикой.
– Во время войны остаться без жесткой вертикали?
– Я же сказал – в перспективе. Хотя мы знаем примеры, когда парламентская форма правления не мешает стране, окруженной врагами, держать надежную оборону. Речь об Израиле, где премьер-министру подчинены все силовые ведомства, а президент исполняет церемониальные функции. Или возьмем Германию, которая выкарабкалась из послевоенной разрухи и стала самым богатым государством Европы при президентах, имен которых мы не помним, зато канцлеры (по сути, премьеры) Аденауэр, Коль, Меркель – у всех на слуху.
24 года украинские президенты занимаются перетягиванием властных полномочий с парламентом. И каждый в итоге уходит со скандалом. Кучма – Оранжевая революция, Ющенко – трехпроцентный рейтинг, Янукович – море крови… Даже Кравчук потерял пост на внеочередных выборах.
У нас – то президентско-парламентская, то парламентско-президентская форма правления, постоянные попытки переписать Конституцию, периодические революционные ситуации.
Давайте проведем нормальную конституционную реформу, затем – полноценную децентрализацию (законы, существенно расширяющие экономическую самостоятельность регионов можно принимать уже сейчас), создадим сильную парламентскую республику, возможно, с двухпалатным парламентом, где в одной из палат будут представлены регионы, сократим количество депутатов на центральном и местном уровнях. И получим позитивный результат.
Нужно сделать предстоящую конституционную реформу предметом широкой общественной дискуссии, а не спекулятивной ширмой, позволяющей власти и дальше безнаказанно грабить страну. Хватит паразитировать на добровольцах, волонтерах и прочих гражданах с активной жизненной позицией. Косметическими изменениями сегодня уже никого не обманешь.
Кстати, парламентская республика гораздо ближе украинскому менталитету, чем жесткая президентская вертикаль. Вспомните поговорку про «двух украинцев – трех гетманов». Жизнь показала, что политик, пытающийся навязать свою волю народу, в Украине заканчивает плохо. И сменщикам Януковича – Левочкина – Азарова хорошо бы об этом помнить.
Расспрашивал Борис ХМЕЛЕВОЙ.
Кстати. В самой мрачной стране может быть самая хорошая Конституция
Мировой опыт свидетельствует – самые мрачные политические режимы в истории человечества зачастую имели вполне продвинутые Конституции. Например, Адольфу Гитлеру вовсе не помешала отправить на тот свет десятки миллионов людей Веймарская конституция 1919 года, действовавшая весь период правления бесноватого фюрера. Сам по себе этот документ считался весьма прогрессивным. Когда в 1949 году в Германии был принят новый Основной Закон, в него вошли неизменными до последней буквы пять статей из Веймарской конституции.Буквально пронизана демократизмом и Конституция Северной Кореи. «Граждане пользуются свободой слова, печати, собраний, демонстраций и объединений», – гласит одна из статей основополагающего документа самой тиранической страны в мире. «Граждане обладают свободой жительства и поездок», – гласит другая статья. Ну и наконец: «Права и обязанности граждан КНДР основываются на принципе коллективизма: «Один за всех, все за одного». Создается впечатление, что страной-изгоем правит не потомственный самодур Ким Чен Ын, а веселый и справедливый Д’Артаньян.