Творить научил дедушка
Андрей родился в семье медиков. Мама Людмила Дмитриевна — медицинская сестра. Отец Анатолий Александрович – врач. Среди родственников есть профессиональные художники – мамина сестра и ее муж. Рисовать и творить мальчика учил дедушка Дмитрий.
— Дед был художником-самоучкой, — вспоминает Андрей. – Я рос среди красок и холстов. Дед очень хорошо писал акварелью. Показывал и рассказывал мне, как что делать. Он был моим первым учителем и критиком.
После срочной службы Андрей Токарь поступал в медицинский институт. Но династию продолжить не получилось – не прошел по конкурсу. Пошел работать в силовые структуры. В ОМОНе, а после переименования «Беркуте» дослужил до пенсии.
Техника на основе… лотков для яиц
Дедушкины уроки не прошли даром. Когда дочка Маша увлеклась рисованием, Андрей смог научить ее азам творчества и постепенно увлекся сам. И даже создал свою технику рельефной графики.
— Есть техника левкас, которая используется в иконописи, — поясняет Андрей Токарь. – На дерево или фанеру наносят шпаклевку и разрисовывают. Но на холсте она не удержится. Профессиональная акриловая паста очень дорогая. Я работаю с большими полотнами. Это было бы очень затратно, поэтому попробовал папье-маше. Методом проб и ошибок разработал свою технику.
Технику рельефной графики Андрей Токарь разработал в 2008 году. С тех пор он создал более пятидесяти полотен. Над одной картиной работает от двух недель до нескольких месяцев. Говорит, что это зависит от сложности сюжета и наличия вдохновения.
От Икара до Майдана
Сюжеты будущих картин часто приходят к Андрею ночью. Он просыпается и записывает, чтобы потом не забыть. Во многих его работах присутствует тема человека с крыльями: «Икар в Лондоне», «Икар в Венеции», «Украина. Осень. Икар», «Падение Икара».
— Мне очень нравится легенда о том, как человек сделал крылья и полетел к солнцу, — рассказывает художник. – Это очень поэтично. Я хотел сделать серию, где Икар представлен вне пространства и времени. Чтобы он путешествовал через все времена и страны.
Есть у него веселые картины – «Чупакабра», «Шут и паук», «Нафига рыбке зонтик». Кстати, рыбок разных видов на его картинах много. Андрей объясняет, что, во-первых, образ очень приятный. Во-вторых, рыбка по гороскопу – любимая жена Алена. У супругов творческий тандем – Алена пишет стихи к полотнам мужа.
Еще одно направление его творчества – библейские сюжеты: «Стена желаний», «Ноев ковчег», «Услужливость толпы». На последней картине Иисус несет свой крест, а рядом распятые люди на столбах высоковольтных линий. «Толпа помогает Иисусу идти на Голгофу, — поясняет художник. – Люди висят на столбах вместо крестов неслучайно. В 1988 году на Кавказе азербайджанцы распинали на них армян».
В центре картины «Параллелизм действий и мнений» — рука, бросающая бутылку с зажигательной смесью. «Эта рука меняет Украину, — говорит Андрей Токарь. – Есть Украина «до» и «после». На полотне одни и те же лица людей до и после событий на Майдане. До – целующиеся парень и девушка, после – они уже в масках. До – люди приветствуют милицию, после – они воюют с ней. Есть много взглядов и мнений о событиях тех дней. Поэтому я и назвал картину «Параллелизм действий и мнений».
…«Небесной сотни» полк
На небо уходил,
Увидел свет зари
И взглядом проводил…
В конце тоннеля свет,
Как дальняя звезда,
В честь будущих побед
И поражений… Да…
Это фрагмент стихотворения, которое Алена Токарь написала к картине «Параллелизм действий и мнений».
На полотне «Соняшникова рекурсія» Андрей изобразил себя со спины на фоне поля подсолнухов – с кисточкой в руках и с автоматом на плече. «Это реальное место, где я нес службу – седьмой блокпост за Мариуполем, — поясняет художник. – Там было чудесное поле подсолнухов. Но ходить нельзя было, потому что оно заминировано. Художник вроде бы пишет кисточкой поле, а получается флаг Украины».
В военкомат пришел в числе первых
В течение года он служил в в/ч №336. Часть стояла на первой линии обороны за Мариуполем. Через год, в апреле 2015-го, его демобилизовали. Вернувшись на родину, Андрей хотел поступить на службу в полк «Днепр-1». Оказалось, что туда принимают до 32 лет. В начале этого года он поступил пулеметчиком в 43-й батальон 57-й бригады, который дислоцировался в районе Майорска, Зайцево и Дзержинска. Отслужил полгода по контракту. Сейчас по ротации в Днепре.
Андрей неохотно рассказывает о своем участии в АТО. Ему тяжело вспоминать о погибших и покалеченных однополчанах, которых выносил из-под огня. «Страшно, когда товарищи умирали на руках. Только утром вместе с другом укрепляли позицию под Зайцево, а вечером его уже не стало», — вспоминает воин. К счастью, его Бог берег.
— С 2014 года украинская армия очень изменилась, — говорит он. – Тогда, откровенно говоря, многие офицеры ждали Россию и открыто об этом говорили. Они в Нацгвардии были очень злыми после событий на Майдане, где милиционеров хорошенько помяли. Нам, добровольцам, было странно слушать это. Сейчас таких разговоров уже нет, люди увидели, кто друг и брат, а кто враг. Патриотизм зашкаливает.
Андрей хочет снова вернуться в зону АТО. Говорит, что война еще не закончилась.
Продавал картины, чтобы купить снаряжение
Андрей Токарь создает свои картины не для бизнеса, а для удовольствия. Поэтому в основном он их раздаривает. Продает очень редко. Осенью прошлого года при поддержке депутата горсовета Александра Черкасского он организовал выставку-продажу «Без галстуков» в КДЦ «Менора». Средства от проданных картин он потратил на снаряжение и обмундирование.
— Мне нужно было купить коллиматорный прицел, подвес на автомат и другие приспособления, которые облегчают прохождение службы, — рассказал боец. – Благодаря выставке удалось собрать средства на снаряжение.
Накануне 14 октября, Дня украинской армии, Андрей планирует организовать в «Меноре» выставку. Хочет назвать ее «Мир в войне». «Я буду искать мир в военных действиях – мирные сюжеты на фоне войны», — делится художник и воин.
Елена МИСНИК
[WRG id=30862]