![](https://nm4.goweb.pp.ua/wp-content/uploads/2017/02/rekvizity-sudov-993x662.jpg)
Днепровский адвокат Виталий Погосян рассказал о том, как переселенцы из Донецка отсудили у государства более 6 миллионов гривен за разрушенный в АТО дом
Двое пенсионеров, муж и жена, долгое время спокойно жили в селе Водяное Донецкой области. Пока не началась война. Осенью 2014 года в дом попал артиллерийский снаряд. Спасаясь от угрозы, люди покинули свой дом. А в январе 2015 года бойцы украинской армии превратили жилье в штаб одного из подразделений 93-й бригады. Когда хозяева вернулись в село в конце года, дом был полностью разрушен.
Желая возместить убытки, пенсионеры обратилась за консультацией в Центр стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека. Адвокат Юлия Науменко подготовила и подала два заявления: в Европейский суд по правам человека и исковое — в Печерский районный суд Киева. 27 января столичный суд удовлетворил иск и обязал государство выплатить переселенцам более 6,7 миллионов гривен за разрушенное жилье. Также пенсионерам пообещали выплатить по 10 тысяч гривен компенсации морального ущерба.
Адвокат Виталий Погосян считает, что решение суда еще могут отменить.
— Я ознакомился с решением суда, — говорит он. — У меня было подобное дело. Люди требовали, чтобы государство возместило уничтоженную в Донецке станцию технического обслуживания. Ущерб составлял около 45 миллионов гривен. Однако в иске отказали, поскольку на неподконтрольной территории невозможно было провести инвентаризацию и установить ущерб.
По словам Виталия Погосяна, если бы события на Донбассе были официально признаны войной, то на материальную компенсацию от государства пенсионеры могли бы и не рассчитывать. Но пока боевые действия называют антитеррористической операцией, подобных исков от жителей Восточной Украины будет немало. Переселенцы уже подали более 4 тысяч исков в Европейский суд по правам человека за нарушение их прав в военном конфликте. Большинство хотят получить материальную компенсацию за разрушенные в зоне АТО дома.
Если Россию на международном уровне признают государством-агрессором, компенсации можно будет требовать от нее.
Марианна Стец