Skip to content

Секрет молодости – в любви к театру

Марианна Стец

Марианна Стец

Заслуженная артистка Украины Людмила Воронина за 44 года работы в театре им. Горького сыграла около 70 главных ролей. Эмилия Марти из спектакля «Секрет вечной молодости», Людмила из «Афинских вечеров», Миссис Эрлин из «Веера леди Уиндермир»… Зрители не устают восхищаться ее гениальным умением перевоплощаться. У актрисы немало наград, среди которых престижная премия имени Зинаиды Хрукаловой.

С Людмилой Ивановной мы познакомились на ее творческой встрече с молодежью в Доме искусств. Она исполнила отрывок из моноспектакля «Крылатые истории» – диалог Моцарта и Сальери. Перед зрителем предстает доверчивый и мечтательный Моцарт, рассуждающий о творчестве и жизни. А рядом – его товарищ, душа которого переполнена завистью и злобой. Кульминация – воспоминание Моцарта о «незнакомце в черном», заказавшем ему «Реквием». Поднимая бокал, он будто предчувствует приближение чего-то неизбежного. Людмила Воронина мастерски передала образы композиторов. В какой-то момент показалось, будто участников драматичного диалога играют два совершенно разных человека…

Людмила Воронина родилась в Харькове в обычной рабочей семье: отец был электриком, мать – бухгалтером.

– Однако еще в раннем детстве во мне начала проявляться артистка, – вспоминает Людмила Ивановна. – Я занималась художественной гимнастикой и танцами, участвовала в самодеятельности. Мечтала записаться в драматический кружок, но побоялась. А после школы захотела поступить в театральный.

Но родители были против. Да и учителя подливали масла в огонь: «Ваша дочь не поступит: слишком большой конкурс».

– Сдавала я экзамен в Харьковский авиационный институт, несмотря на то, что по математике у меня была тройка, – вспоминает Людмила Воронина. – Взяла билет, а когда пришло время сдавать работу, преподаватель подошел ко мне и, увидев пустой листочек, сказал: «Уходите». Моя карьера технаря закончилась, так и не начавшись.

Два года Людмила Ивановна работала лаборантом. Хотела стать врачом-педиатром, поступала в медицинский институт, но не прошла. Судьба ее, видимо, была предопределена свыше. Однажды начальник лаборатории попросил ее передать своему знакомому, студенту Харьковского института культуры, кое-какие учебники. «У вас такая выразительная фактура, — воскликнул парень. — А вы бы хотели стать артисткой?» Новый приятель взялся помочь ей поступить в институт культуры. Рассказал, какие экзамены нужно сдавать и как лучше к ним готовиться.

– Мне на то время было девятнадцать, – улыбается актриса. — Я поступила и успешно окончила институт. Отправилась в Москву, прошлась по театрам. Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров сказал: «Докажите, что в нашей палитре не хватает вашей краски». Я поняла, что без мудрого наставника не смогу пробиться. Да и московской прописки у меня не было. Вернулась в Харьков…

В институте Людмиле Ивановне дали направление на работу в Днепропетровск. И она сразу же отправилась в театр им. Горького.

– Прошло семь дней, а мне не предложили ни одной главной роли, – вспоминает она. – Прихожу к главному режиссеру, а он говорит: «Многие артисты годами не получают никаких интересных предложений»… Через несколько недель мне наконец-то досталась первая роль. Я занималась художественной гимнастикой, прыжки и перевороты мне давались легко. Режиссер предложил сыграть Карлу в спектакле «Проснись и пой». С этой постановкой объездили половину Украины. Затем были роли в сказках. Так я постепенно нашла свое место в труппе.

В 1975 году в Украину приехал режиссер Юрий Николаев, чтобы поставить пьесу «Егор Булычов». Знаменитый актер Андрей Рудяков предложил взять на роль Шурки Людмилу Воронину. После премьеры, несмотря на 23-летнюю разницу в возрасте, у Юрия и Людмилы начался роман.

– На то время он был женат, имел дочь, – рассказывает актриса. – Пять лет не решался их бросить. Моя педагог Надежда Крапивина, которой я всегда рассказывала о своей личной жизни, посоветовала поставить поклоннику ультиматум: «Или женись, или уходи». Помню, пришла домой и расплакалась. Затем сделала, как посоветовала подруга. А Юрий неожиданно ответил: «Пойдем в ЗАГС». В 1980-м расписались.

Детей у актерской семьи долго не было. Радостная весть о том, что Воронина станет мамой, пришла в 1989 году.

– Муж тогда удивленно спросил: «В 39 лет будешь рожать»? Я ответила: «Буду», – вспоминает Людмила Ивановна. – Так появился на свет наш сын… Сейчас Андрею 27. Он закончил физико-технический факультет ДНУ и работает в КБ «Южное».

Однажды Людмила Воронина предложила актрисе и режиссеру Виктории Черновой объединить несколько отрывков из разных спектаклей.

– Среди монологов, предложенных Викторией, «Моцарт и Сальери», – рассказывает актриса. – Вначале не могла представить, как играть мужчин. Ведь я не Сара Бернар, которой удавалась роль Гамлета. Но все-таки решилась на эксперимент.

Кроме «Моцарта и Сальери», в спектакль вошли отрывки из сказки шведской писательницы Хелены Нюблум «Лебединое обличье», произведений Александра Пушкина, Антона Чехова, Бориса Пастернака и Александра Островского, монологи шекспировского Гамлета «Быть или не быть» и Леонарды из «Валенсианской вдовы» Лопе де Вега и даже песня Доменико Модуньо «Volare» («Летать»). Все истории говорят о том, что у каждого человека есть крылья, каждый должен чего-то добиться в жизни. Так и определилось название «Крылатые истории».

Сейчас Воронина мечтает о том, чтобы Виктория Чернова поставила спектакль по повести Федора Достоевского «Дядюшкин сон».

– Безумно хочу сыграть Марию Александровну, — признается Воронина. — Сменяются правительства, поколения и эпохи. Но слова Шекспира о том, что все мы в некоторой степени актеры, актуальны всегда, – считает Людмила Ивановна. — Нам хочется эффектнее выглядеть. Хочется чем-то отличиться от других, производить на окружающих впечатление своей речью. Культура делает человека отличным от других земных существ. Именно поэтому театр вечен.

Марианна Стец

Категория: Новости Днепра, Новости Культуры Днепра, Особое мнение

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: