
В областном кинологическом центре в Днепре воспитывается тридцать шесть полицейских собак. Они старательно несут службу и искренне радуются каждому новому заданию. Работа для них – игра. Журналисты «НМ» побывали у них в гостях, расспросили кинолога о тонкостях его искусства и пожали лапы лохматым сотрудникам Нацполиции.
– Собаку нужно любить, относиться к ней как к другу, – в который раз говорит замначальника центра Константин Гром, почесывая за ухом грациозную овчарку. – Тогда она выкладывается на полную.
Константин служил кинологом в армии и вот уже восемь лет тренирует служебных собак для правоохранителей. Из разговора с ним можно составить краткую историю жизни кинолога и его верных напарников.
Часть первая. Обучение кинолога
Базовые знания дают в учебной части в Житомире. Первые три месяца новичков обучают основным навыкам полицейского, следующие три – особенностям кинологии. Затем полицейские отправляются в днепровский (или любой другой) кинологический центр. Там они продолжают обучение «на месте», а со временем начинают отрабатывать вызовы на происшествия. В нашей области такие центры есть в Днепре, Новомосковске, Никополе, Павлограде и Кривом Роге.
Главное, что должен уметь кинолог – устанавливать контакт с собакой, изучать повадки животного, с которым работает. Настоящий профессионал может правильно отреагировать, если собака больна или слишком агрессивна. В штате центра, конечно, есть ветеринар и фельдшер, но проверить собаку на клеща или помазать нужной мазью лапы умеет каждый кинолог.
Часть вторая. Выбор собаки
Когда щенки попадают к кинологам, у них еще даже имени нет, зато уже есть паспорта. Обычно щенков привозят из племенного кинологического центра. Реже – разводят в самом питомнике. До трех месяцев малыши живут привольно: играют друг с другом, привыкают к питомнику.

Подросших щенков закрепляют за сотрудниками центра. Кинолог может выбрать себе собаку за красивый окрас или твердый характер. А бывает, что и животное выбирает хозяина: подбежит щенок первым к человеку – и становится ему верным товарищем до конца жизни.
Как и у людей, у каждой собаки индивидуальный характер. Хозяин и питомец отлично знают друг друга, и их связь настолько сильна, что, скорее всего, с другим кинологом собака работать не будет. Они просто не поймут друг друга.
Часть третья, самая увлекательная. Тренировки
В областном кинологическом центре собак тренируют в четырех направлениях. Служебно-розыскные идут по следу преступника или пропавшего человека, могут вцепиться в руку и задержать преступника. Есть собаки, наученные искать взрывчатку и оружие. Есть те, которые ищут наркотические вещества. Некоторые собаки натасканы на поиск трупов.
В днепровском питомнике большинство собак – немецкие овчарки. Хотя для службы также подходят восточноевропейские овчарки, лабрадоры, кокер-спаниели, ризеншнауцеры. Константин уверен: собаки способны учиться вне зависимости от породы.
– 70% работы зависит от кинолога. Он должен натренировать собаку так, чтобы быть в ней уверенным. Я своим собакам доверяю полностью. К каждой стараюсь найти подход, сделать так, чтобы им нравилась работа. Все тренировки проходят в форме игры. Потом, когда мы выезжаем на задание, собака думает, что с ней играются, и с интересом выполняет задачу.
Полицейских собак редко поощряют лакомствами. Чаще всего это просто не нужно. Игра и похвала хозяина – уже достаточная мотивация.
Зато к рациону питомцев относятся серьезно. Кормят раз в день, сбалансированно: кроме мяса (а точнее, говяжьих потрохов и обрезов), дают кашу. Овощами собак не кормят – все полезное животные получают в витаминах.
Каждую собаку учат работать только в одном направлении. Не потому, что они не могут запомнить много запахов и команд. Дело в том, что во время задания разносторонне обученная собака может переключиться на другой объект, например, вместо сумки броситься обыскивать машину.
Сейчас у Константина три овчарки, и все – девочки. Эти красавицы ревнуют хозяина друг к другу, так что приходится работать с ними по очереди. О двух из них нам рассказали подробнее.

Джесси – служебно-розыскная овчарка. Доверие к себе оправдывает полностью – без поводка рыщет вокруг хозяина и является по первому зову. Джесси показывает, как четко она умеет выполнять команды от простейших «сидеть» и «голос» до головокружительных прыжков.
Набегавшись, тяжело дыша, смирно садится около хозяина. Отдышавшись, идет знакомиться к журналистам и жмется к ногам.

После Джесси выводят Герду. Она умеет находить взрывчатку и оружие и жутко радуется, когда правильно выполняет задачу на муляжах. Герда – сплошной восторг, прыжки, нетерпеливое переминание с лапы на лапу. Константин хвалит ее, дает поиграть с мячиком. Счастью нет предела.
Громадная овчарка Пит, напарник другого кинолога, наглядно показывает, что бывает с преступником, если его преследует служебная собака. На этот раз Константин выступает в роли агрессивного преступника. Собака акульей пастью впивается в защитный рукав и повисает на нем. Если нет рукава и навыков работы с собаками, пес легко сбивает нарушителя с ног и серьезно травмирует руку.

Часть четвертая, самая опасная. Выезды на задания
В девять месяцев-год собака готова к настоящей работе.
Джесси выезжает на любые задания, касающиеся запахового следа. Убийства, кражи, разбой, поиски пропавшего ребенка… В среднем получается один выезд в день. Джесси помогла в расследовании резонансного дела пятого ноября, когда гранатами ранило полицейских. Она вывела следователей на улицу с камерами, которые засекли преступников.
Герду вызывают на дело раз в неделю, если не чаще. Она даже бывала в зоне АТО – с 2014 года увеличился спрос на собак, обученных поиску взрывчатки. Местных кинологов не хватает, им помогают днепровские.
– Самый запоминающийся случай был, когда в городе Счастье разминировали пятиэтажный дом. Герда обнаружила под домом две противотанковые мины. Благодаря ей мы предотвратили теракт. В другой раз на мосту Северодонецк-Лисичанск нашли неопознанный предмет с флагом ЛНР. Вызвали нас. Герда своим поведением показала, что там ничего нет – это был муляж. В работе со взрывчаткой так и бывает – никогда не знаешь, есть там что-то или нет. Мы всегда работаем как можно аккуратнее, ведь собака может случайно не туда наступить, не так стать. У меня, слава Богу, таких случаев не было, но мы всегда осторожны, – объясняет кинолог.
Часть пятая, заключительная. Пенсия
Служба полицейской собаки длится в среднем до восьми лет. Хотя если животное способное и выносливое, то может служить и дольше. Собаку, которая уже отработала свое, кинолог забирает домой.
Джесси, Герде и Питу до пенсии еще далеко. Эти трое и другие собаки центра каждый день тренируются, выезжают на вызовы, помогают раскрывать и предотвращать преступления. Становится спокойнее на душе, когда знаешь, что острый ум и тонкий нюх стоят на страже порядка в нашем городе.
Анна Заикина, фото Андрей Батозский
Категория: Архив, Новости Днепра, Особое мнение
Метки: главное, Полиция Днепра, служебная собака