Увы, наше общество устроено так, что иногда дети становятся никому не нужны. И прежде всего — своим собственным родителям. И в таких ситуация вся надежда на государство. Ведь перед тем, как ребенок попадает в приемную семью или детский дом семейного типа, он должен где-то проживать, а главное — получить помощь, поддержку и психологическую реабилитацию.
Детский лагерь с правилами для взрослых
Центр социально-психологической реабилитации детей Днепровского городского совета – звучит очень серьезно и строго.
Но попав сюда, складывается ощущение, что мы в детском лагере – зелень, детские рисунки, уютные классы и большой актовый зал.
Директор Наталья Васильевна Журавель говорит, что это учреждение как детский лагерь, только правил больше. Центр работает с 2002 года и реабилитацию тут прошло более 700 детей. В среднем тут усыновляют два-три ребенка в год, но, конечно, приоритет за малышами. Еще один нюаснс – в центре много детей из одних семей. Два -три братика и сестрички, а не каждый готов взять в семью сразу такое количество детей.
«У нас находятся дети от 3 до 18 лет. Это дети, родители которых лишены прав, или же они попали в сложные жизненные обстоятельства, дети сироты. Дети находятся тут 9 месяцев. Центр работает в режиме реабилитации, но, конечно, бывает, что детки пребывают тут и больший срок» — говорит она.
Дети, которые находятся тут могут далее попасть в приемную семь, детский дом семейного типа или же вернуться к родителям. Все зависит от ситуации.
«Финансирует нас городской бюджет, никаких претензий нет- все, что просим, нам дают, летом обязательно отдых на море, какие-то туристические походы, кинотеатры. Честно, у обычных деток иногда не такая насыщенная жизнь, как у наших! Также помогают волонтеры и, есть форма наставничества. Под наставничеством понимается добровольная бесплатная деятельность наставника по предоставлению ребенку, который проживает в заведении, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни. Также есть негласное правило – на день рождения любые подарки, даже дорогие. Тогда никто не ревнует и не обижается», — рассказывает Наталья Васильевна.
Мечтают о семьях и Голливуде
«Сейчас у нас больше 34 человека, в связи с карантином. Изначально максимальное количество – 30. Дети к нам попадают особенные – им нужна психологическая и педагогическая коррекция. Ведь есть те, кто в 8-10 лет не умеет читать и писать. Но эти дети не виноваты, что их не водили в школу! Хотя, у многих чувство вины: «Маму лиши родительских прав из-за меня!», «Маму били потому, что я плохо учился», «Из-за меня папа пил!». Они винят себя. Поэтому дети работают с психологами, учатся. Бывают случаи, когда один ребенок к нам попадает по много раз подряд, например, если маму не лишают родительских прав, ведь условиях жизни приемлемы, а ребенок, например, конфликтует с отчимом и систематически сбегает из дому. Такие дети привыкают бродяжничать, хотят авантюр, хотят сами поехать на пляж или в торговый центр». – комментирует Наталья Васильевна.
Многие выпускники центра приезжают сюда и сейчас- уже с детьми и даже внуками! Привозят подарки, становятся наставниками и просто говорят «спасибо!».
Мы отправляется на экскурсию. Тут уютно, светло и царит атмосефра веселого детского лагеря. Хотя есть и ограничения – мобильными телефонам можно пользоваться с часу до пяти часов дня, уходить самостоятельно в город нельзя, только в сопровождении взрослых.
Мы попадаем на урок с психологом – дети учат домашнюю экономику. Полезные знания о том, как управлять семейным бюджетом. Тут себя ребята разного возраста. Прокопенко Олег Валентинович, психолог центра. Видно, что дети его очень любят и им интересны эти занятия.
«Я работаю тут 15 лет и очень люблю свою работу потому, что я понимаю, что я делаю нужное дело. Я помогаю детям найти веру в себя и избавиться от психологических травм, каждый ребенок – это профессиональный вызов!», — говорит он.
Замечаю девушку с внешностью модели из Инстаграмм.
«Меня зовут Камилла, сегодня ровно 7 месяцев как я тут. Я была в центре «Барвінок», плохо себя вела. Бабушка взяла на себя опекунство и я не ходила в школу 2 недели, после этого служба меня забрала. Мама и папа лишены родительских прав, мама в тюрьме до 2023 года. Но мы общаемся, она же моя мам! Даже если меня возьмет приемная семья, она не перестанет быть моей мамой, хотя мне говорили какая моя мама сякая-такая! Но больше всего я сейчас мечтаю попасть именно в семью», — говорит Камилла.
Ей сейчас 14, девушка говорит, что ей очень нравится в центре, она любит музыку и труды. Со всеми ребятами хорошие отношения. Камилла мечтала о семье, которая будет современной, понимающей и главное, чтобы ее любили как родную.
Во время репортажа мы увидели репетицию сказки. В ней участвуют как взрослые, так и дети помладше. Волка играет Ростислав. У него стильная стрижка, он уверенно держится и мечтает однажды покорить Голливуд! В центре парень скорее из-за бюрократических нюансов, а не из-за проблем с поведением.
«Я тут полгода, до этого я жил со своими родителями приемными 11 лет, папа был по документам отец-одиночка, с мамой они не были расписаны. Но для меня они были как родные! А тут я оказался из-за того, что папа заболел, ему потребовалось лечение и он не смог больше меня опекать по состоянию здоровья. Но у нас прекрасные отношения. Мы общаемся и даже стали даже немного ближе», — говорит парень.
Ростислав попал в дом малютке, когда ему был годик. Потом были суды по лишению родительских прав, и детдом. Он знает, что его биологическая мать его оставила, наслышан о ней, но не общается и парень ни разу ее не видел. Говорит, зла и обиды на нее не держит. Ростислав говорит, что он благодарен своей биологической матери, что она его оставила. Ведь то, что он о ней знает, показывает, что сейчас его жизнь сложилась гораздо лучше.
«Мне 16, я хочу стать программистом. Уже тут в центре помогаю с системным администрированием, поступать будут в техникум им. Патона. Но также я мечтаю стать актером. Но не сниматься тут – мне кажется, что хорошего украинского или российского кино нет. Я хочу сниматься в Голливуде!», — вот так уверенно говорит Ростислав. На вопрос, нужно ли ему учиться актерскому мастерству, с улыбкой отвечает – «Нет, у меня талант!».
Анна Николаевна Довготько, начальник управления службы по делам детей департамента социальной политики городского совета:
«На сегодня на учете в управлениях-службах по делам детей находится 1614 детей-сирот, из них 548 детей — сироты, 1066 дети — лишенные родительской опеки, 263 ребенка воспитываются в детских домах семейного типа и приемных семьях, 1377 ребенка воспитываются в семейных формах воспитания, 123 ребенка воспитываются в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В течение 2020 усыновлено 7 детей гражданами Украины. В нашем городе функционирует 8 детских домов семейного типа, в которых воспитается 69 детей-сирот, детей лишенных родительской опеки, и есть 82 приемные семьи, в которых воспитывается 121 ребенок. Также в Днепре функционирует 2 центра социально-психологической реабилитации детей и центр социальной поддержки детей «Доверие», где находится 120 деток. Также в Днепре на начало лета на учете в управлениях-службах по делам детей находится 1096 детей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, но они также получают необходимую поддержку и реабилитацию.