
В Днепре два десятка детских музыкальных школ, на концерты с участием различных оркестров и солистов-инструменталистов трудно достать билеты. Фортепиано — едва ли не самый популярный инструмент среди музыкантов-любителей. Он нелегкий в прямом и переносном смыслах: весит несколько сотен килограммов. У многих днепрян фортепиано стоит дома, а значит, рано или поздно в дверь постучится тот, кто поможет ему звучать мелодично и не фальшиво.
Путь в профессию подсказала жизнь
Настройка и реставрация фортепиано – удивительный творческий процесс, который позволяет не только почувствовать характер каждого инструмента, но и возродить его удивительное звучание и окраску.

Если вы захотите выучиться на настройщика фортепиано, такой специальности не найдете ни в одном учебном заведении. За днепрянина Константина Гераськина эту профессию выбрала сама жизнь. Корни известной в нашем городе династии Гераськиных берут начало от брата бабушки Константина Алексеевича — Игната Лакаева. Он получил музыкальное образование, устроился на работу в музыкальный магазин, а потом занялся настройкой фортепиано.
Этой творческой профессией увлеклись и его два брата: Андрей Константинович дарил чистое звучание струнно-смычковым инструментам, а Михаил Константинович – баянам и аккордеонам. Во время Второй мировой войны Лакаевы остались в оккупированном Днепропетровске и продолжали работать. Маленький Костя часто заглядывал в их мастерскую, которая располагалась на улице Боброва — во дворе того же дома, где он родился. Братья-настройщики в перерывах между работой частенько угощали его чаем с бутербродами.

— Мой отец, Алексей Гераськин, тоже стал настройщиком. Точно так же, как и родственники, — вспоминает Константин. – Удивительное сочетание благородства и культуры, человеческой теплоты и особенной чуткости, высочайшего мастерства и таланта принесли ему известность и признание музыкантов всего города. Женщины в нашем роду тоже связали жизнь с музыкой. Например, органистка, заслуженная артистка Украины Надежда Юрийчук – моя родственница. Рад, что у меня есть талантливые ученики, которым я передаю свое умение и мастерство. Например, Сергей Улуишик, который сейчас учится в Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки.
Нотную грамоту Константин Гераськин выучил раньше, чем буквы. Потом была учеба в музыкальных школах и знакомство с профессией настройщика, которой его обучил отец.
Рояль для Гитлера и Муссолини
За тридцать лет, которые Константин Гераськин работает настройщиком фортепиано, через его золотые руки прошли тысячи разных инструментов. Доводилось даже в течение двух лет регулярно выезжать в Сибирь: трудился в нескольких городах, где не было настройщика.

Заработав немного денег, Константин Алексеевич открыл с партнерами ООО «Камертон», которое и сейчас успешно работает в Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки. Константин и его коллеги занимаются реставрацией музыкальных инструментов. По тем предметам, которые хранятся в мастерской, можно изучать историю музыки.
Олег Таран, один из мастеров, работает над пианино «Беларусь», которое скоро отправится на Кубу. Когда-то на нем играла дочь женщины, отец которой был советником Фиделя Кастро – инструмент дорог ей как память.

Есть здесь старинные инструменты конца 18-го – начала 19-го веков, изготовленные в Германии. Ждет своего часа, чтобы зазвучать в полную силу, черный рояль фирмы «Блютнер». Согласно основной версии, его в августе 1941 года привезли в Умань Гитлер и Муссолини. Доказательства, что на нем играли нацисты, не сохранились. Известно только, что много лет немецкий красавец простоял в клубе и уже начал разрушаться. Недавно уманцы предложили Константину Гераськину купить его, и он не отказался.
«Украину» нужно спасать
Несколько лет назад в Днепре должен был проходить детский музыкальный конкурс «Золотая лира». Ради такого события организаторы купили рояль и пригласили Константина Гераськина настроить его. Выяснилось, что этот инструмент изготовили в 1840 году. Его состояние оставляло желать лучшего – стало ясно, что реставрация займет год, а то и больше. Чтобы выйти из положения, организаторы конкурса по бартеру забрали у настройщика другой рояль, а этот отдали ему.

Когда Константин Алексеевич привез старинный инструмент домой и начал его разбирать, по телевизору в это время показывали передачу из серии «Жизнь замечательных людей». Речь шла о Ференце Листе. И когда на экране появилась гравюра, на которой композитор был изображен играющим на рояле, Гераськин узнал в нем тот инструмент, который только что попал ему в руки. Заинтересовавшись историей рояля, настройщик выяснил, что к устроителям конкурса он был доставлен из Запорожья. Продавшая рояль старушка призналась, что его после Второй мировой из Венгрии привез ее отец. А именно в Австро-Венгрии и жил Ференц Лист. Днепрянин даже связался с венгерским посольством, чтоб они провели экспертизу.

— В Российской империи было много фабрик музыкальных инструментов, которые основали немцы, — рассказывает Константин Алексеевич. – «Шредер», «Рениш», «Беккер». После Первой мировой войны осталась только фабрика «Беккер», которая после Октябрьской революции была национализирована и получила название «Красный октябрь». У качественного инструмента нет срока эксплуатации – на нем можно играть вечно. Конечно, время от времени необходимо производить текущий ремонт. Бывает, что в сложных случаях процесс реставрации старинных «немцев» затягивается на долгие месяцы. Приходится заказывать детали из Германии – у нас их не производят. В любом случае, это дешевле, чем покупать новые импортные инструменты, например, концертный рояль фабрики «Блютнер» стоит около 200 тысяч евро.
Кстати, наши пианино марки «Украина» обладают высоким качеством.


— Если сравнить их по долготе и мощности звука, чувствительности клавиатуры и тембральности со знаменитой «Ямахой», они «японцам» ничуть не уступают, а по некоторым характеристикам даже превосходят, — говорит настройщик. — Струны для них изготавливались из шведской стали. По этой причине все те фортепиано, которые производились на Черниговской фабрике музыкальных инструментов до 1978 года, — это настоящие шедевры. К сожалению, по всей территории Украины они постепенно уничтожаются: в музыкальных школах их не ремонтируют, а списывают и утилизируют. А ведь если такой инструмент отреставрировать, он еще долго будет служить нескольким поколениям любителей фортепианной музыки. В 2010 году Черниговская фабрика музыкальных инструментов прекратила свое существование, и это печально, потому что потребность в инструментах в Украине и в Днепре большая.

Музыкальная культура днепрян с каждым годом растет. Помимо государственных, открываются частные музыкальные школы, в которых учатся не только дети, но и взрослые. Там настоящие аншлаги!

— У каждого инструмента свой характер и особенности, — убежден настройщик. — У инструментов фирмы «Блютнер» — яркий мощный звук, у «Стенвея» — более камерное, мягкое звучание. Приобретая фортепиано «Украины», стоит посмотреть на дату его производства. Те рояли, которые изготавливались в конце месяца, лучше не брать: в эти дни гнались за планом, качество могло пострадать.

Юлианна Кокошко, фото Валерия Кравченко.
Совет от настройщика Для того, чтобы фортепиано служило долго, в комнате должно быть не слишком жарко и сухо. В идеале иметь увлажнитель воздуха, который будет поддерживать благоприятный для инструмента микроклимат.