
Главным и почти единственным средством передвижения по городу в конце 19 века были пароконные извозчики. В небольшом количестве существовали и одноконные экипажи. Но внешний вид их был настолько непривлекательным, а езда такой неудобной, что приличный человек в них даже не садился. В те времена еще ходили пароконные линейки, которые называли «катафалками». Пассажиры в них сидели спинами друг к другу. Следовали «катафалки» по главному проспекту до подножия горы, проезд в них стоил очень дорого по тем временам — 10 копеек в один конец. Вскоре возник вопрос: «Нужен ли Екатеринославу трамвай?».
Денег нет!
В 1892 г. городская Дума заключила договор с Московским товариществом «Алексеев и К°» о постройке конки, т. е. конно-железной дороги. Но строительство постоянно откладывалось. В то время конки действовали уже в Харькове, Одессе, Ростове и Казани. Единственным украинским городом, где пустили электрический трамвай, был Киев.
К апрелю 1894 г. в городскую Думу было подано пять проектов конно-железной дороги. И лишь один проект, предоставленный директором Брянского завода А. М. Горяиновым, предполагал постройку электрической дороги. Он был признан единственно возможным для эксплуатации на крутых подъемах, но денег на воплощение в жизнь проекта у города не было. Поэтому решение вопроса задержалось на несколько лет, и жители продолжали ездить на извозчиках по пыльным бульварам проспекта, а кому и это было не по средствам, ходили пешком.

Волшебный пендель
В 1896 г. в Нижнем Новгороде открыли второй электрический трамвай в империи. И тогда городская Дума окончательно решила: электрическому трамваю в Екатеринославе — быть! В том же году заключили концессионный договор на 40 лет между городской управой и анонимным обществом «Центральная компания железных дорог и трамваев» на строительство и эксплуатацию электрического трамвая.
Организовали торжество по поводу закладки здания центральной станции электрического трамвая (сейчас на этом месте расположено трамвайно-троллейбусное управление и депо трамвая № 1). На следующий день строительство началось.
Предприятие это сулило компании огромную прибыль. Согласно договору, первые два года со дня открытия движения компания ничего не платила городу, а затем в первое десятилетие должна была перечислять 2% валового дохода за год, а во второе и третье десятилетия — по 4%.
В пространстве между бульварами по главному проспекту города провели значительные земляные работы, уложили дубовые шпалы и рельсы. На протяжении всего пути закопали, утрамбовали камнями и землей выструганные из колод сосновые столбы. Произвели подвеску воздушных проводов из бронзы на изоляторе американского типа.
Построили центральную станцию с машинным и котельным отделениями, здание для управления дороги и квартиры директора, сарай на 48 вагонов с мастерскими, сарай для угля с подъездными путями от угольного склада железной дороги, здание для служащих, контору.

Вскоре в вагонном сарае уже стояли 17 закрытых и 9 открытых моторных и 26 прицепных новеньких вагонов, с громоотводом, отоплением и освещением. Они должны были обеспечить график движения, согласно контракту, — каждые 15 минут.
Что касается вагоновожатых, то благодаря паре служащих, прежде работавших на Киевской дороге, удалось обучить 10-12 человек, необходимых для открытия движения.
Не все были довольны
26 июня 1897 г. жители города, выйдя на Екатерининский проспект стали свидетелями важного события: первого рейса чудо-техники того времени — электрического трамвая. Первый вагон покатился, преодолевая недружелюбное отношение к трамваю и его строителям со стороны извозчиков. Выражалось это недовольство наваливанием громадных камней на рельсы в различных местах путей.
Еатеринославский трамвай стал третьим электрическим трамваем в Российской империи!
Интерес местного населения и приезжего люда к трамваю был огромен. Пассажирское движение получило такое развитие, которого никто не ожидал. Уже в первые шесть месяцев трамвай перевез 2 275 902 пассажира, т. е. каждый житель города проехал в нем 20 раз.

Само предприятие оказалось настолько выгодным, что очень быстро окупило все затраты. В 1898 г. французское акционерное общество «Центральная компания железных дорог и трамваев», построившее трамвай, было преобразовано в бельгийское акционерное общество «Екатеринославский трамвай». С этого времени жители города стали называть трамвай «бельгийским». Зеленые вагончики «бельгийского трамвая» работали с 06:00 до 00:00 в летнее время и с 07:00 до 22:30 в зимнее.
Ежедневно на маршруте работало 15-16 вагонов, всегда переполненных пассажирами. В 1900 г. произошел несчастный случай, когда вагон трамвая при подъеме на Соборную гору сорвался и при скоростном спуске под углом наскочил на открытый вагон трамвая на стрелке улицы Александровской (ныне Сечевых стрельцов). Ударом была разбита боковая сторона вагона, а пассажиры травмированы. После этого случая городская дума предъявила обществу условие: вагоны внизу должны ожидать, пока не поднимется на самый верх предыдущий вагон (это правило сохраняется и сегодня).
Стоимость проезда в трамвае составляла от 1 до 5-ти коп. в зависимости от расстояния. Правом бесплатного проезда пользовались только сотрудники полицейского надзора, почтово-телеграфные разносчики, курьеры-рассыльные городской управы.

Екатеринослав начал строить сам
В 1899 г. бельгийцы учредили 25 именных золотых жетонов для бесплатного проезда в трамвае, которые подарили лицам губернского и городского самоуправления. Цель — добиться разрешения на развитие трамвайного строительства. Но город, почувствовав всю прибыльность предприятия, теперь уже строил сам, беря деньги взаймы.
Так, в 1906 г. появился второй, так называемый городской, трамвай. Красные вагончики его катились по маршруту от проспекта до Брянского завода и до конца ул. Казанской (ныне улица Михаила Грушевского).
До 1917 г. трамвай был самым прибыльным предприятием города.
По материалам Леся Логашова
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История Днепра