Наш коллега, талантливый днепровский художник Александр Костенко ушел воевать добровольцем в первые дни полномасштабного вражеского вторжения. На полгода об искусстве пришлось забыть. Но после тяжелого ранения врач посоветовал взять в руки карандаш и вспомнить мирную профессию.
Александр так и сделал. Он решил нарисовать свой взвод. Запечатлеть всех 28 побратимов, с кем защищал свой Днепр и свою страну. Каждый портрет, точно стоп-кадр из военного быта героя. Кажется, что через мгновение нарисованный боец оживет и приступит к обычной работе. Увы, это не так. К сожалению, некоторые побратимы Александра остались живыми только в нашей памяти.
Обостренное чувство справедливости
Он мог и не идти воевать. Не молод: в ноябре ему исполнится уже 58. Но все, кто знает его, утверждают, что Саша Костенко не мог поступить иначе. Не такой он человек!
— Мы жили с Сашей по соседству в частном секторе на Клочко, — рассказывает Людмила, жена художника. — Были соседями. Дружили. Но однажды Саша за меня заступился. Возникла неприятная ситуация и мой сосед-друг просто встал за моей спиной и всем своим видом дал понять тому мужчине: лучше уйди по-хорошему! Позже я поняла, что Саша — человек с обостренным чувством справедливости. Он не может спокойно наблюдать, как кого-то обижают. Мой муж – это сама честность в словах и в поступках. В конце февраля 2022-го он мне так и сказал: «Не буду лежать на диване, когда гибнут молодые парни!». Что я могла на это возразить?
Александр о своем решении пойти добровольцем рассказывает запросто. Без всякого пафоса. Даже с юмором.
Мы с Людой тогда готовились встречать врага «коктейлями Молотова», — говорит он. – Как раз за бензином поехали. Смотрю, очередь стоит из добровольцев. Встал в нее. Сначала брать не хотели, но когда узнали, что был в Афгане и УБД имею, обрадовались: «Отлично! Такие люди с боевым опытом подходят!». Назначили командиром взвода. Повезло!
Художник-самоучка стал мэтром иллюстрации
На типичного художника Александрне похож. Большой. Могучий. Грозный. В школьные годы о высоком искусстве он особо не задумывался.
— Рисовать с детства любил, — констатирует он. – Из пластилина зверушек лепил. Но чтоб в художественную школу пойти, такого не было. Месяца три в кружок походил и бросил. Надоело флакончики рисовать. Хотелось, что-то свое делать!
После школы, служил в Афганистане, а потом в милиции.
— Молодой был, дурной, — вспоминает собеседник. – Особенно не задумывался. Хотелось повоевать, погеройствовать. Позже, со временем, стало стыдно, что были там оккупантами. Но, конечно, прошлый опыт отложил отпечаток на взгляды и на жизнь. Запомнилась фраза из старого фильма «Афганский излом»: «На войне сразу видно человека. Все как на ладони». Уже на нынешней войне еще раз убедился в этом.
Но до того как опять оказаться на войне в судьбе талантливого днепрянина произошел резкий поворот. Он стал настоящим мастером иллюстрации! Сначала художник-самоучка засветился с небольшим рисунком в «Прапоре юности». По-настоящему его дар раскрылся в газете «Наше місто», куда Александр пришел в 1991-м.
— Саша — замечательный художник, — рассказывает Николай Кравчук, первый редактор газеты. – Импровизатор от Бога. Подскажешь ему тему комикса, а через пару дней работа готова. Ни разу не подвел редакцию.
Карикатуры и рисунки Александра Костенко получили известность далеко за пределами родного города. Он победитель и лауреат многочисленных международных конкурсов. В 2001-м его политическая карикатура получила Гран-при в Турции , а спустя 18 лет днепровский художник проиллюстрировал Конституцию Украины в комиксах братьев Капрановых.
Еще через три года мэтр рисунка пошел защищать Украины не с карандашом, а с оружием в руках.
Воевать для настоящего художника — тоже искусство
Война меняла мировоззрение самых значительных художников планеты. Побывав в человеческой мясорубке, великие мастера писали картины по-другому. Их послевоенное творчество кардинально отличалось от мирного. Знаменитый фовист Андре Дерен провел в сражениях Первой Мировой четыре года. После ужасов войны он отказался от авангардного направления и увлекся неоклассицизмом. Участник той же войны, основатель кубизма Жорж Брак к живописи мог вернуться лишь спустя несколько лет и уже ничего не писал кроме натюрмортов.
Характерным элементом послевоенного творчества выдающегося художника-графика Макса Бекмана стали «глаза», наполненные ужасом, отчаянием и болью.
Нынешняя война внесла правки в творческую манеру днепровского художника-карикатуриста. Его работы стали серьезнее, грустнее и лиричнее.
Разумеется, воевать для настоящего художника тоже искусство. Когда важно не просто остаться живым, но остаться человеком чувствующим, думающим, переживающим. После жутких потрясений это почти невозможно.
27 августа прошлого года мог стать последним днем для Александра Костенко. В его блиндаж прилетела 120-миллиметровая мина.
— Вдруг все обрушилось, — рассказывает воин-художник. – На меня упало бревно, да так, что даже каску погнуло. Глаза засыпало. Мысль одна – п…..ц! Не знаю сколько времени прошло, когда стал различать чьи-то голоса. Какой-то свет в глазах появился.
Последствия артиллерийского прилета для нашего земляка: тяжелая контузия, закрытая ЧМТ, сотрясение головного мозга. Реабилитация продолжается до сих пор.
Писать портреты – терапия для тела и души
То что Александр остался жив — просто чудо. Чудеса на войне случаются.
— Чудо в том, что после прилета такой мины несколько человек остались живы, — говорит Александр Курбатов, начальник службы по связям с общественностью отдельной бригады ТрО Днепра. — Должно совпасть несколько обстоятельств. Должно повезти! Ведь бывает и так, когда от очень сильного удара может остановиться сердце. На человеке ни царапины, а он мертв.
Александру Костенко повезло, хотя и сегодня, спустя год после ранения, тяжелые травмы дают о себе знать. Восстанавливаться помогает творчество.
— Врач порекомендовал: «Рисуйте! Это будет вас переключать. Будет отвлекать», — отмечает художник. – Он оказался прав. Когда рисую, всё отходит.
Кроме карандашных рисунков Александр пишет также портреты маслом. Но они все равно получаются легкими и пронзительными. Живыми. Глядя на них, на глаза наворачивается слеза. Особенно, когда понимаешь, что этого человека уже нет.
— Виталий Яценко родом из Павлограда, в мирной жизни работал инженером, — рассказывает автор портрета.— Романтик. Занимался танцами, очень любил цветы. Он и на войне сумел сохранить мир в душе. Старался не ругаться и не ссориться. Замечательно готовил. Постоянно на кухне что-то сочинял для ребят. После рассылал эсэмэски со смайликами – приглашал на обед.
Погиб 22 октября 2022-го. Прямое попадание в голову. Сейчас в военном училище учится его младший сын.
Нашел вражескую рацию и слушал переговоры оккупантов
Еще один герой портретной галереи— Сергей Пеев. Он из Бердянска – города, который рашисты захватили в начале войны.
— Серега был самым мотивированным бойцом, — отмечает художник. – Когда он выходил из Бердянска, россияне уже входили в него с другой стороны. У него забрали бизнес и вообще все что он нажил за свои 49 лет. Отличный спортсмен. С парашютом прыгал. Был чемпионом по пауэрлифтингу. Азартным был очень. Говорил, пока танк не подобью, домой не поеду. Однажды такой окоп для себя вырыл, что хоть машиной в него заезжай. Объяснял, чтоб после удачного выстрела ему удобней отходить было. А еще Сергей нашел российскую рацию и сумел подобрать коды к вражеской шифровке. Слушал и передавал нашим. Погиб Серега совсем недавно – 13 августа. Также от обстрела. Все в основном гибнут от арты.
Юрий (позывной «Нефед»), к счастью, жив. Он приехал служить на своей машине.
— Мы на его машину установили пулемет, и он нас очень выручал, — вспоминает Александр. – Вообще Юра деловой и хозяйственный. Словам предпочитает поступки. У него любой инструмент под рукой. Нужно было построить блиндаж, так Юра без лишних слов взял пилу, пошел в ближайшую посадку и сам нарубил лес для нашего укрепления.
Сын за отца и отец за сына
Во взводе у Александра Костенко два Андрея – отец и сын (позывные «Апач» и «Локи»). Вот действительно отец в ответе за сына и сын за отца.
— Они всегда друг друга прикрывают, всегда поддерживают, — отмечает Александр. – Когда я еще был в строю, «Апач» и «Локи» с ребятами отбили атаку вражеской ДРГ. Настоящие герои. Основательные мужики. Если за что беруться, все доводят до конца. Андрей – старший командовал отделением и всегда говорил: «Главное, чтобы все оставались целы-здоровы». Какое -то время так и было. Но всегда хорошо, увы, быть не может.
Герой с позывным «Байкер» подорвался на той самой мине, что и Александр Костенко. Ему тоже удалось уцелеть.
— В прошлом «Байкер» строил дома и увлекался мотоциклами, — рассказывает художник. – А на войне стал снайпером, а вот винтовки подходящей не мог найти. Потом жена из Австрии прислала дорогущий оптический прицел. Он его на американский пулемет установил и работал очень эффективно по врагу. Кстати, в момент прилета винтовка его и спасла. Она удержала от падения тяжелую крепь блиндажа. Если б не винтовка голову точно размозжило бы. Этого не случилось, а вот ногу «Байкеру» всерьез разворотило. Хорошо еще, что артерию не повредило.
Таких историй воин-художник мог бы рассказать десятки. Сколько их еще будет.
Сегодня пятерых героев, запечатленных на портретах, уже нет в живых. Вечная им память. Желаем Александру Костенко и его побратимам скорейшего выздоровления. Спасибо вам, наши зашитники!
Александр РАЗУМНЫЙ, фото Валерия КРАВЧЕНКО.
Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: главное