
Он в кабине поезда в компании только любимых рычагов и кнопок на пульте управления. За ним — три вагона с пассажирами, а впереди — километры тоннеля. В дороге машинист метрополитена Днепра в любом случае рассчитывает только на себя, поэтому внимательно контролирует движение. На поезде он и механик, и даже психолог, если понадобится работать с пассажирами. Как выглядит днепровская подземка сейчас и что изменилось за 28 лет ее существования. Об этом рассказывает «Наше місто».

Днепрянин Андрей Бордок со школьной скамьи мечтал работать в метро — еще когда в Днепре подземка была в далеких планах. Ее открыли только когда парень был в выпускном классе. Он учился в железнодорожном техникуме, потом работал на испытательной станции, где тестировал новые локомотивы. И только в 2018-м он пришел в метро и полюбил его так, что даже привел сюда работать свою жену.


Мне очень нравится движение и то, что в работе мало общения Со стороны может показаться, что эта работа монотонная, но во время движения могут быть различные нештатные ситуации, которые очень разбавляют монотонность. Например у меня был случай, когда я заметил провисание провода. Если произошло бы нарушение габаритов, то это могло бы плохо закончиться, — говорит Андрей.
По его словам, машинисту нужны крепкие нервы и 100-процентное зрение, иначе человек здесь не сможет работать.

В Днепре поезд метро проходит свой маршрут в одну сторону чуть больше, чем за 12 минут. Полезная длина подземки — восемь километров, а общая — 12. Да. Днепряне — обладатели самого маленького в мире метрополитена, который был заложен в начале 80-х годов прошлого века, а первая ветка открыта в 1995-м. Схема, по которой метрополитен покрывает оба берега нашего города так и осталась лишь на бумаге.

Ждали почти полтора десятилетия
28 лет назад под Новый год в присутствии президента Леонида Кучмы и премьер-министра Павла Лазаренко Днепр наконец стал третьим городом Украины с метрополитеном. Долгожданную первую линию, которая объединила шесть станций, строили более 13 лет и срок ввода в эксплуатацию неоднократно переносили: 1990-й, 1991-й, 1992-й и наконец — конец 1995-го.

Мы гордились тем, что мы первые. В Днепре тогда не знали такой профессии, как метрополитеновец. На открытии мы в новенькой форме стояли на платформе и чувствовали себя первопроходцами. Это был настоящий праздник, — вспоминает поездной диспетчер Денис Приходько.

Тогда ему было всего 19. Он, выпускник железнодорожного техникума, пришел работать в метро Днепра в августе 1995-го, за четыре месяца до его открытия. Он учился новому делу и даже сдавал экзамены, а также готовил метро к открытию.
Мы мыли, убирали, чистили — все было в строительном растворе и бетоне. А на открытии все блестело, была идеальная чистота, — говорит Денис Приходько, который в те времена работал дежурным по станции «Вокзальная».
Метро так долго ждали, что даже когда открыли, то не все осознавали реальность этого события. За месяц до открытия произошла какая-то задержка с закупкой поездов. Все они российского производства и говорят, что украинская сторона рассчиталась за них зерном.
Тогда купили девять поездов — все они, пережив капремонты и модернизации, возят пассажиров и сейчас.

Когда в 2014-м году разорвали отношения с Россией, то было очень сложно с запчастями, но сейчас нам помогают украинские производители, — говорит заместитель начальника электродепо Сергей Леонов.
Он — один из первых машинистов нашего метро. Говорит, что за 28 лет его существования многое изменилось.

Произошла модернизация многих процессов — они стали автоматизированы, установили камеры видеонаблюдения, энергосберегающее освещение на подвижном составе, на станциях. Установили пусковые на эскалаторы — когда на них нет пассажиров, то они замедляют движение и это экономит электроэнергию. Мобильную связь и интернет провели, обустроили укрытие, — добавляет Сергей Леонов.
На случай ядерного удара
Метрополитен Днепра был заложен в разгар холодной войны в мире, а в то время наш город был центром ракетостроения и находился в зоне возможного ядерного удара. С самого начала метро в Днепре строили как бомбоубежище.

- Станции метро были построены из монолитного железобетона толщиной до 2 метров. Этот материал обеспечивает надежную защиту от ударной волны и осколков.
- Станции имеют двухъярусные платформы. Это позволяет разместить на них больше людей.
- Станции имеют систему вентиляции, которая обеспечивает подачу свежего воздуха и отвод загрязненного. Это позволяет людям находиться в метро в течение длительного времени без вреда для здоровья.
У нас на перегоне есть металлоконструкция — такие огромные ворота, которые должны работать как герметичный затвор тоннеля на случай ядерной катастрофы, — говорит заместитель начальника электродепо Сергей Леонов.
Он, как один из первых машинистов нашего метрополитена, вспоминает, что никто из сотрудников метро до последнего не верил, что его придется использовать в качестве бомбоубежища.
Я с открытия метрополитена работал машинистом, у нас всегда были занятия по гражданской защите и мы не очень серьезно относились к тому, когда нам рассказывали о работе метро во время войны. Мы не верили, что такое когда-то будет, — добавляет Сергей Леонов.о в феврале 2022-го метрополитен Днепра впервые заработал, как укрытие от вражеских ракетных атак.

Самое сложное было в ноябре 2022-го, когда в Днепре произошел первый блэкаут и метро впервые было полностью обесточено. К такой ситуации готовились — отработали техническую документацию, подготовили дизельгенераторы.
На тот момент два поезда были в тоннеле. Один отправился с «Вокзальной» и остановился на перегоне. А второй — выехал с «Покровской» — эта станция неглубокая, порядка 10 метров, а следующая — «Проспект свободы» — глубже. Поэтому машинист просто отпустил тормоза и по склону он дотянул до следующей станции. А на «Вокзальной» людей пришлось выводить из тоннеля — включили аварийное освещение от генераторов, связь с машинистом была. Именно он и выводил людей из тоннеля, рассказал поездной диспетчер Денис Приходько.
Больше, чем транспорт
Ежедневно метрополитен Днепра с шестью станциями перевозит около 10 тысяч пассажиров. Как и все другие, даже крупные, метрополитены, он дотационный, и дорогой в содержании и обслуживании. Теперь здесь прячутся от ракетных атак, проводят концерты и даже вручают аттестаты выпускникам школ.
Сейчас такая функция метро как гражданская защита вышла на первый план. Это одно из немногих сооружений в Днепре, которое действительно может защитить от вражеских атак, — говорит Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского горсовета.

Фото: Валерий Кравченко
Сотрудникам станций метро приходится не только выполнять все регламентные технические работы, но и учиться оказанию домедицинской и психологической помощи людям.
До сих пор наш метрополитен Кабмином не отнесен к объектам критической инфраструктуры. Метрополитеновцы попадают под мобилизационные мероприятия. А надо отметить, что подготовка водителя трамвая или троллейбуса длится 3-6 месяцев, а машиниста поезда метро надо обучать 5-6 лет. И если машинист уходит на фронт, его трудно заменить — это большая проблема для метрополитена. Также метрополитен должен быть отнесен к тем объектам, отключение электричества на которых невозможно, метрополитен должен работать круглосуточно, ведь его остановка может привести даже к техногенной катастрофе — это большие масштабы полостей под землей, которые надо обслуживать в любом случае, — говорит Иван Васючков.

Напомним, ранее мы писали, что в Днепре на станции метро «Вокзальная» поселилась женщина с кучей вещей.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре, Уникальный Днепр
Метки: главное, Метро, Новости Днепра, Транспорт Днепра